Мистификация — попытка введения кого-либо (читателей, публики и т. п.) в заблуждение, выдавая несуществующее, опровергнутое неопровержимыми доказательствами, явление или факт за действительное.
Маркетинговая мистификация
Маркетинговый ход, основанный на некой сенсации, которая в итоге оказывается весьма слабо связана с самим продвигаемым продуктом. Мистификация, как правило, является прелюдией к презентации самого продукта и существует в обществе некоторое время без привязки к нему. Основа такой мистификации — вирусная реклама, которая распространяется без участия рекламодателя и специализированных агентств. Ее назначение — вызвать интерес, заинтриговать, создать резонанс.
К примеру, маркетинговая мистификация стала основой и для развития проекта «Американское сало». Пассажиры московского метро, насмотревшись под землей на плакаты в стиле Энди Уорхола с банками американского сала, пошли искать ответ на вопрос «Что это?!» в сеть. Но там ответа не было. И американское сало заполонило мысли граждан, а газета «КоммерсантЪ» напечатала статью о политической акции к выборам президента Украины. Статья нашла горячий отклик в блогосфере и… все завертелось. Поэтому, когда в сети появилась информация о презентации арт-проекта «Явление американского сала», акцию уже ждал успех. 26 марта основная интрига проекта была раскрыта: оказалось, что «Американское сало» — это книга, выпущенная издательством «Эксмо». Автор книги — профессиональный технолог массовых коммуникаций, называющий себя О.Воля — на презентации появился, но лица своего не показал: собравшиеся узрели только мрачную фигуру в черном балахоне с капюшоном. Ясно, что после такого перфоманса и концепция рекламной кампании, и книга, и ее автор будут еще долгое время обсуждаться и в реале, и в виртуале.